Ситуационные центры

Эффективный инструмент принятия управленческих решений высшего руководства — обеспечивает сбор, мониторинг информации и контролируемых ключевых параметров, анализ и прогнозирование развития ситуации и последствия принятия вариантов управленческих решений.

Получить предложение

Аудиовизуальный комплекс ситуационного центра

Аудиовизуальный комплекс ситуационного центра включает в себя несколько типов помещений:

  1. Зал дежурной смены (ЗДС) или диспетчерская.
  2. Зал принятия решений (ЗПР).
  3. Зал совещаний (ЗС).
  4. Кабинет руководителя (КР).
  5. Операторская.

Аудиовизуальное оборудование большинства помещений включает в себя следующие основные компоненты:

  1. Подсистема отображения видеоинформации.
  2. Подсистема видео коммутации.
  3. Подсистема автоматизированных рабочих мест (АРМ) операторов дежурной смены.
  4. Подсистема технологического телевидения и ВКС.
  5. Подсистема аудиоконференции.
  6. Подсистема звукоусиления.
  7. Подсистема управления.

Подсистема отображения видеоинформации

Система отображения информации предназначена для представления больших объемов информации, приходящей из различных источников в залы дежурной смены, руководителям или группе экспертов.

Средства отображения информации

Основным элементом системы отображения информации является, как правило, экран коллективного пользования (видеостена), предназначенный для отображения различных источников информации. Это буквенно-цифровая или графическая информация: диаграммы, схемы, чертежи, рисунки, фотографии, а также динамические изображения: видеофрагменты, трехмерные анимированные модели и т.п.

Необходимость отображения на экране коллективного пользования множества разнородных источников информации требует использования специальных систем отображения информации, прежде всего, достаточно большого размера для соблюдения эргономических критериев восприятия информации коллективом, но так же и высокого разрешения для передачи множества визуальных элементов информации без потерь и искажений. Экран коллективного пользования, как правило, строится по принципу видеостены, т. е. из дисплейных модулей собранных в единое информационное поле отображения видео информации.

Основными технологиями для построения видеостен в настоящее время являются:

  • LED экраны.
  • LCD панели с тонким швом.
  • Проекционные видео кубы.

LED экраны собираются из отдельных LED кабинетов небольшого размера, объединенных в единое поле отображения информации.

Преимущества LED экрана:

  • отсутствие видимых швов, что позволяет отображать любую графическую информацию без потери мелких деталей;
  • возможность отображения статичной видеоинформации без возникновения остаточного изображения;
  • длительное время эксплуатации (ресурс светодиодов 100 000 часов, других комплектующих несколько меньше).

Недостатки LED экрана:

  • размер пикселей больше, чем у LCD панелей, соответственно для достижения нужного разрешения требуется больший размер экрана, минимальный доступный шаг светодиодов по состоянию на 2019 год 0,7-0,9 мм.;
  • замена светодиодов производится только в условиях сервисного центра.

Преимущества видеостены из LCD панелей:

  • высокое суммарное физическое разрешение видеостены, что позволяет отображать больше видеоинформации с высоким разрешением;
  • малый размер пикселей позволяет просматривать изображение с минимально возможного расстояния;
  • простота монтажа и обслуживания;
  • невысокая стоимость по сравнению с LED экраном.

Недостатки видеостены из LCD панелей:

  • хорошо видимый шов между панелями, на котором возможна потеря мелких графических элементов;
  • небольшой размер диагонали LCD панелей для видеостен (46 – 55″) требует применения высокопроизводительных контроллеров видеостен, способных обслуживать большое количество дисплеев;
  • при длительном отображении статической видео информации возможно возникновение остаточного изображения.

Преимущества видеостены из проекционных видео кубов:

  • тонкий шов между проекционными модулями (1 – 1,5 мм);
  • большой диапазон диагоналей экранов: от 50 до 86 дюймов;
  • длительное время эксплуатации (ресурс светодиодных проекторов 50 000 часов);
  • возможность отображения статичной видеоинформации без возникновения остаточного изображения.

Недостатки видеостены из проекционных видео кубов:

  • большая глубина видеокуба;
  • необходимость проведения обслуживания по удалению пыли.

Выбор LED экрана.

Выбор экрана сводится к комплексному подбору по нескольким параметрам:

Возможные физические размеры экрана исходя из размеров помещения. Необходимое количество, размер и расположение на экране окон видеоинформации с разрешением 1920х1080, которые определят суммарное физическое разрешение экрана. Исходя из требуемого разрешения и максимальных размеров экрана, применительно к данному помещению выбирается шаг светодиодов.

Выбранный шаг светодиодов должен удовлетворять условиям расстояния просмотра до самого ближнего наблюдателя, при котором незаметна пикселизация изображения.

Расчёт показателя «шаг пикселя» и «минимальное расстояние просмотра» для видеоэкрана.

Разрешающая способность глаза – это величина, характеризующая его способность давать раздельное изображение двух близких друг к другу точек объекта.

Наименьшее линейное (или угловое) расстояние между двумя точками, при котором их изображения воспринимаются раздельно, называется линейным (или угловым) пределом разрешения.

Угловой предел разрешения - наименьший угол зрения, при котором человеческий глаз еще различает две точки предмета раздельно.

Принято считать, что для глаза, способного к аккомодации, угловой предел разрешения α0 равен 0,0333° - 0,0666°.

В случае с определением параметра видеоэкрана «шаг пикселя» в данном расчете равен:

L=D\tgα0 = D(мм)\5.8\10-4
α0=0,0333°

Расчет максимального расстояния просмотра

Максимальное расстояние просмотра для экрана зависит от совокупности факторов:

  • величины графических символов;
  • геометрических размеров экрана.

Первый фактор зависит непосредственно от подготовки видеоконтента и не может быть учтен при проектировании.

Второй фактор непосредственно учитывается при выборе средств отображения. Опытным путем определено, что расстояние до последнего зрителя равно высоте экрана, умноженный на коэффициент 5,5:

Lмакс = Hэкр. * 5,5

Типовые решения для основного светодиодного экрана.

При выборе размеров светодиодного экрана необходимо определиться с размером одного информационного окна с разрешением 1920х1080 исходя из минимального и максимального расстояния просмотра. Некоторые типовые данные зависимости между шагом светодиодов, размерами FHD экрана и расстояниями просмотра приведены в таблице.

Эти вычисления имеют рекомендательный характер. Например, минимальное расстояние просмотра (до первого наблюдателя), при котором не видна пикселизация, зависит от технологии производства у различных производителей и может быть больше или меньше расчетной. Проверить это можно только визуально оценивая образец экрана с необходимым шагом светодиодов.

Шаг 1,27 мм Шаг 1,58 мм Шаг 1,906 мм Шаг 2,54 мм
Размер экрана 1920х1080 2440х1372 мм 3050х1715 мм 3660х2058 мм 4848х2744 мм
Расстояние до первого наблюдателя 2,2 м 2,7 м 3,3 м 4,4 м
Расстояние до последнего наблюдателя 7,6 м 9,4 м 11,3 м 15,1 м

Эти вычисления имеют рекомендательный характер. Например, минимальное расстояние просмотра (до первого наблюдателя), при котором не видна пикселизация, зависит от технологии производства у различных производителей и может быть больше или меньше расчетной. Проверить это можно только визуально оценивая образец экрана с необходимым шагом светодиодов.

Так же необходимо определиться с максимальным количеством информационных окон FHD и их раскладкой по ширине и высоте видеостены. От их раскладки будет зависеть удобство отображения видеоинформации в различных сценариях. Если требуется отображать видеоинформацию с разрешением UHD (3840x2160), то количество FHD сегментов по ширине и высоте должно быть кратно 2-м.

Следующим этапом будет проверка возможности размещения видеостены в конкретном помещении с необходимым расположением рабочих мест и выбор типа монтажа и обслуживания светодиодного экрана. Тыловой тип обслуживания требует пространство за экраном для монтажа и обслуживания, но обеспечивает удобный доступ к кабелям, блокам питания и приемным картам.

Только при замене неисправных светодиодных модулей требуется выход непосредственно в зал, что позволяет проводить работы, не отвлекая дежурную смену от выполнения своих задач. Кроме того, при таком размещении экрана обеспечивается нормальный отвод тепла с тыловой части экрана.

Экран с фронтальным монтажом и обслуживанием позволяет сэкономить полезную площадь помещения.

Но имеет ряд особенностей: в случае неисправности, ремонт будет производиться из зала, что может мешать дежурной смене; светодиодные модули устанавливаются в кабинет с помощью магнитов, поэтому светодиодные модули при установке могут быть несколько смещены друг относительно друга, что может быть критично для светодиодов с очень малым шагом.

Контроллер видеостены позволяет объединить все FHD сегменты в единое поле многооконного отображения видеоинформации, позволяет сформировать сценарии отображения информационных окон и реализовать некоторые функции аннотации (цветные рамки окон, подписи и пр.).

Если контроллер видеостены позволяет работать одновременно с несколькими видеостенами, то это позволяет создать более гибкую систему коммутации видеоинформации между основным и дополнительными экранами.

Выбор конфигурации видеостены из LCD панелей

Выбор конфигурации видеостены из LCD панелей сводится к комплексному подбору по нескольким параметрам:

  1. Возможные физические размеры видеостены исходя из размеров помещения.
  2. Необходимое количество, размер и расположение на видеостене окон видеоинформации с разрешением 1920х1080, которые определят количество панелей по ширине и высоте.
  3. Исходя из габаритов помещения и конфигурации видеостены выбирается размер диагонали LCD панелей. Он типовой: 46″, 49″, 55″.
  4. Исходя из задач по отображению видеоинформации выбирается ширина шва (суммы ширины соседних рамок) между соседними панелями. Например, 1,7; 1,8; 3,5 мм.

При выборе размеров видеостены из LCD панелей необходимо определиться с размером одного информационного окна исходя из типовых размеров, серийно выпускаемых LCD панелей для видеостен, их комбинации по количеству и максимального расстояния просмотра. В таблице приведены примерные расчеты по нескольким типовым панелям для видеостен.

Также необходимо утвердить количество информационных окон выбранного формата и их раскладку по ширине и высоте видеостены, проверить возможность размещения видеостены в конкретном помещении с необходимым расположением рабочих мест. Выбирать контроллер видеостены нужно исходя из требуемых технических и функциональных особенностей.

Панель 46″ Панель 49″ Панель 55″
Размер 1 панели 1022х577 мм 1076х606 мм 1212х682 мм
Расстояние максимального просмотра 1 3,2 м 3,33 м 3,8 м
Размер 2х2 панели 2044х1154 мм 2152х1212 мм 2424х1364 мм
Расстояние максимального просмотра 2х2 6,3 м 6,7 м 7,5 м
Размер 3х3 панели 3066х1731 мм 3228х1818 мм 3636х2046 мм
Расстояние максимального просмотра 3х3 9,5 м 10 м 11,3 м
Расстояние максимального просмотра 4х4 12,7 м 13,3 м

Подсистема коммутации может быть построена 2-х типов:

На основе контроллера видеостены.

Контроллер видеостены может быть от Jupiter, Extron, RGB Spectrum, Magnimage, RGB link. Для подключения удаленных источников и дисплеев используются удлинители HDMI по витой паре или оптике.

На основе контроллера видеостены для основного экрана и матричного коммутатора.

Контроллеры видеостены может быть от Jupiter, Extron, RGB Spectrum, Magnimage, RGB link. Матричный коммутатор в зависимости от задач может быть оптическим, модульным (платы с витопарными и HDMI портами) и с фиксированной конфигурацией HDMI/DVI входов и выходов. Для подключения удаленных источников и дисплеев используются удлинители HDMI по витой паре или оптике.

Подсистема технологического телевидения (ТТ) и ВКС

Подсистема технологического телевидения предназначена для обеспечения проведения сеансов ВКС, сюда входят:

  • Моторизованные видеокамеры, имеющие разрешение 1080р, расположенные таким образом, чтобы обеспечить участие в сеансе ВКС всех необходимых рабочих мест. В рассматриваемом варианте таких камер 4 шт.
  • Оборудование коммутации, обеспечивающее быстрое или плавное переключение между камерами. В качестве коммутатора как правило, используется видеопроцессор или матричный коммутатор со встроенными скалерами, обеспечивающие плавное переключение.

Необходимо так же обеспечить управление видеокамерами, подключив их к подсистеме управления. Управление, в зависимости от производителя камер, может осуществляться через интерфейсы RS-232, RS-422, RS-485 или LAN.

Необходимо обеспечить автоматическое наведение и переключение камер по последнему включенному микрофону.

Кодек ВКС подключается к подсистеме видео коммутации двумя входами и двумя выходами.

Варианты подключения камер к оборудованию коммутации:

по 3G-SDI коаксиальным кабелем

по HDMI через передатчики и приемники по витой паре или оптике

Подсистема звукоусиления

Состав подсистемы звукоусиления:

  • Конференц-система или отдельные микрофоны.
  • Цифровой матричный аудиопроцессор.
  • Усилители мощности.
  • Акустические системы.

Конференц-система обеспечивает удобство управления включения микрофонных пультов и обеспечение наведения камер по включенному микрофону.

Цифровой матричный аудиопроцессор необходим для микширования, маршрутизации, обработки аудиосигналов. Функции обработки включают в себя:

  • эквалайзеры, обеспечивающие подстройку частотной характеристики тракта под акустику помещения;
  • компрессоры, позволяющие выровнять речевой динамический диапазон;
  • подавитель акустической обратной связи, нормализующий звукоусиление при возникновении акустической обратной связи;
  • подавитель акустического эха, необходимый при работе ВКС.

Тип акустических систем и их расположение выбирается исходя из архитектуры помещения и расстановкой рабочих мест.

Предпочтительно размещение акустических систем таким образом, чтобы минимизировать прямое звуковое давление в микрофоны рабочих мест.

Количество каналов звукоусиления должно быть не менее 2-х. Этим достигается резервирование. При выходе из строя одного канала усиления, другой канал будет обеспечивать работу, хотя и с меньшим уровнем.

Подсистема управления

Подсистема управления обеспечивает оперативное централизованное управление аудиовизуальным комплексом оборудования оператором. Управление предполагает работу как по сценариям, так и ситуационное управление маршрутизацией.

Для управления на рабочем месте оператора устанавливается сенсорная панель управления от 10 до 17″ и компьютер управления с веб-интерфейсом, аналогичном сенсорной панели управления. Графический интерфейс управления должен быть наглядным и интуитивно понятным.

Для управления используется специализированный процессор (контроллер) управления, позволяющий управлять оборудованием по интерфейсам RS-232, RS-422, RS-485, LAN и ИК. Программа управления пишется под конкретную задачу по управлению оборудованием. Типовая структурная схема ситуационного центра представлена на рисунке.

Зал принятия решений и зал совещаний функционально и по оснащению оборудованием практически одинаковы. В эти залы поступает видео информация от операторов, круглосуточно принимающих информацию или аналитиков, готовящих отчеты и презентации для последующего принятия решений руководящим составом.

В отличии от зала дежурной смены, эти залы не для круглосуточной работы. В них собираются руководители по мере необходимости.

Очень часто ситуационный центр представляет из себя одно помещение, где размещаются рабочие места и операторов (диспетчеров), которые работают круглосуточно, и руководителей, принимающих решения.

Аудиовизуальный комплекс кабинета руководителя так же является одним из компонентов ситуационного центра позволяющий на рабочем месте руководителя получать необходимую информацию и принимать решения.

Оснащение кабинета включает в себя один или несколько дисплеев, к которым подключаются источники информации: кодек ВКС, ПК руководителя, ноутбук, внешние каналы информации.

Обязательным компонентом всех помещений является интегрированная система управления, которая позволяет выводить на средства отображения не только локальные источники, но и источники других помещений. Это позволяет объединить аудиовизуальные комплексы всех помещений в единое аудиовизуальное пространство.

Реализованные проекты

Ситуационный центр МЧС по г. Тюмени
Центр оснащён системой видеоконференцсвязи, интегрированной системой управления и видеостеной, которая…
Подробнее
Ситуационный центр Российской таможенной академии
ВИАТЕК продолжает сотрудничество с Российской таможенной академией, и 1 сентября 2011 года состоялось…
Подробнее
Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России
В результате проведённой ВИАТЕК реконструкции стало возможным одновременное отображении от 1 до 16 информационных…
Подробнее
Cитуационный центр Министра РФ по чрезвычайным ситуациям в г. Москве
Применение самых современных аудиовизуальных технологий позволило модернизировать ситуационный центр…
Подробнее
Зал совещаний федеральных органов исполнительной власти МЧС РФ
С декабря 2010 года в Зале оперативного реагирования Национального центра управления кризисными ситуациями…
Подробнее
Главный Радиочастотный Центр (ГРЧЦ) Роскомнадзора
Компания «Р.Т.А.» выполнила проектирование, осуществило поставку, а также оказывала техническую поддержку…
Подробнее
Ситуационный центр МЧС по Красноярскому краю
Работа регионального подразделения теперь полностью синхронизирована с НЦУКС МЧС в Москве: сотрудники…
Подробнее
Национальный центр управления в кризисных ситуациях НЦУКС МЧС
С марта 2008 года Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) МЧС работает на базе автоматизированной…
Подробнее