НАТИ

Научно-исследовательский тракторный институт — бывший научный институт, занимавшийся проблемами тракторостроения.

Датой основания НАТИ считается 31 декабря 1925 года, когда постановлением ВСНХ в Научном автомоторном институте (НАМИ) был организован тракторный отдел. В 1931 году НАМИ был переименован в Научный автотракторный институт (НАТИ). В 1938 году на Всемирной промышленной выставке в Париже трактор «СТЗ-НАТИ» получил Большую Золотую медаль и диплом Гран-при. В 1941 году руководитель работ В. Я. Слонимский был награждён Сталинской премией I степени. В 1940 году институт НАТИ награждён орденом Трудового Красного Знамени «за выдающиеся успехи в подъеме сельского хозяйства и за перевыполнение показателей ВСХВ». В 1941 году группа конструкторов НАТИ участвовала в разработке военных модификаций трактора СХТЗ-НАТИ, в работах по установке реактивных систем БМ-13(«Катюша») на шасси автомобилей и тракторов; в 1942 г. — в создании образца быстроходного артиллерийского тягача Я-12 (М-12). Б. И. Гостев, П. И. Степин были отмечены Сталинской премией за разработку специальных чугунов для мин. За разработку в 1942 году планетарной трансмиссии с механизмом поворота нового типа для тяжелых танков Сталинской премии были удостоены Г. И. Зайчик, М. А. Крейнес, М. К. Кристи и К. Г. Левин.

В начале 1946 года в связи с передачей тракторной промышленности в ведение Министерства сельскохозяйственного машиностроения НАТИ был разделён на две части. Автомобильная часть осталась в ведении Минавтопрома и была преобразована в Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ). Тракторная часть передана Минсельхозмашу и на её базе организован союзный Научно-исследовательский тракторный институт (НАТИ). Институт имеет уникальное экспериментальное оборудование, автоматизированные стенды, климатические камеры, располагает высококвалифицированным коллективом научных работников и испытателей.